Стандартизация.

Сущность стандартизации.

В настоящее время для изготовления любого изделия, требуется кооперация большого числа предприятий, входящих в различные отрасли, экономики (для изготовления автомобиля требуется кооперация более 400 предприятий).

Отрасли для производства автомобиля:

1)        Резинотехническая

2)        Нефтехимическая

3)        Электротехническая

4)        Машиностроение

5)        Металлургическая

6)        Приборостроение

Для организации целенаправленной работы такого числа предприятий, на изготовление изделий сборочных единиц, узлов, деталей, входящих в автомобиль, необходимо установить их основные параметры и числовые значения этих параметров.

Деятельность по установлению параметров и их числовых значений называется стандартизацией.

Сущность стандартизации заключается в установлении норм правил, характеристик, требований, на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, для достижения всеобщей и оптимальной экономии.

Установленные требования должны обеспечивать безопасность при изготовлении изделий и эксплуатации.

Установленные требования регламентируют (записывают на бумаге) в нормативном документе (НД) по стандартизации.

Стандартизация направлена на установление требований подлежащих применению в сфере технического регулирования, т.е. устанавливает технические законы.

Основным результатом деятельности стандартизации является максимальное соответствие продукции, работ и услуг по их назначению.

Работы по стандартизации осуществляются на следующих уровнях:

1)        Международный

2)        Национальный (государственный)

3)        Региональный

4)        Отраслевой

5)        Предприятий

В настоящее время организация работы и управления работами по стандартизации в РФ осуществляются на основе закона «О техническом регулировании» (принят в 2003 г.).

Закон о тех. регулировании устанавливает следующие сферы тех. регулирования:

1)        Стандартизация

2)        Подтверждение соответствия (сертификация)

3)        Аккредитация

4)        Государственный контроль и надзор

Законом дано следующее определение стандартизации,

Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик, с целью их добровольного применения, направленная на упорядочение в сферах производства и обращения продукции, на повышение конкурентоспособности работ и услуг.

С принятием закона 2003 г. в РФ, принята новая концепция развития стандартизации.

Современная концепция определила что государственные стандарты из инструмента государственного управления трансформировались в национальные стандарты добровольные для применения, но признанные обществом.

Сейчас вместо ГОСТ – национальный стандарт (добровольный).

Современная концепция базируется на следующих принципах (которые определяют и цели стандартизации):

1)        Принцип добровольности применения документов в области стандартизации – это означает что предприятия в праве самостоятельно выбирать такой стандарт, который ему необходим (международный стандарт, национальный, тех. Условие), но выбранный стандарт должен выполняться полностью.

До 1992 года, техровень, качество, объем производства, сбыт, определяло государство, не было хозяйственной самостоятельности, не было так же экономической независимости.

После 1992 г. Начались рыночные отношения, появилась хозяйственная самостоятельность и экономическая независимость. Предприятия сами ищут рынок сбыта, регулируют объем производства, свой технический уровень и качество производства.

Требования по безопасности остаются подконтрольными государству.

С 2003 г. установлена добровольность применения стандартов, это позволило предприятию развивать внешние торговые отношения, совершенствовать технику, технологию, в итоге обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование рыночных отношений.

В период с 1992 по 2003 год, требования стандартов были разделены на две группы: обязательные – требования по безопасности; рекомендательные – определяющие потребительские характеристики продукции.

С 2003 года требования касающиеся безопасности так же остаются подконтрольными государству (они могут быть регламентированы в тех. Регламентах, в нормативно правовых актах министерств и ведомств и в национальных стандартах РФ).

Значение: развитие экономики, совершенствование рыночных отношений, повышение качества продукции.

2)   Принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц – данный принцип исключает монополизм субъектов хозяйственной деятельности.

3)   Принцип применения – международного стандарта, как основы разработки национального стандарта – международный стандарт, это стандарт разработанный международной организацией.

На сегодняшний день признанными международными организациями: ISO (ИСО) – в нем участвует более 100 государств; МЭК – международная электротехническая комиссия – участвует более 110 государств.

Все вопросы в области стандартизации принадлежат ISO, за исключением электрики, электроники и связи (МЭК).

Эти организации разрабатывают международные стандарты, которые, как правило содержат требования в области безопасности.

Международные стандарты добровольны для применения каждым государством.

Основная роль разработки и применения стандартов это устранение технических барьеров в торговле.

Технический торговый барьер – низкий уровень стандарта, не дает торговать на внешнем рынке.

В РФ применение международного стандарта при разработке национального стандарта РФ, является обязательным, это дает гармонизацию требований стандарта РФ с международным стандартом, что позволяет, свободное движение товаров РФ на зарубежные рынки.

4)   Принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Технический регламент (ТРГ) – это документ который введен на территорию РФ, законом о техническом регулировании.

ТРГ содержит требования по безопасности, применяемый государственной думой, он принимает статус федерального закона, в отдельных случаях указом президента или постановлением правительства.

Цель введения ТРГ – обеспечение безопасности и повышения директивности требований по безопасности.

Технические регламенты разрабатываются в соответствии с программой разработки.

На сегодняшний день разработаны не все технические регламенты.

До выхода соответствующего ТРГ, предприятие изготовитель, при выборе добровольного стандарта, обязан выполнить требования по безопасности установленные в национальном стандарте РФ или в правовых актах.

5)   Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов – должны быть правила по разработке стандартов, оформлению, все должно быть едино.

 

Цели стандартизации:

1.    Повышение уровни безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности жизни и здоровья животных и растений.

2.    Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3.    Обеспечение научно-технического процесса.

4.    Обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ или услуг).

5.    Сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерении, технических и экономико-статических данных.

6.    Обеспечение технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции.

7.    Рационального использования ресурсов.

8.    Содействие соблюдению требований технических регламентов

9.    Создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Нормативные документы в области стандартизации.

Результатом деятельности стандартизации являются требования, которые регламентируют в нормативном документе по стандартизации.

Данное требование определяет технический уровень и качество объекта.

При установлении требований, его разработчик должен основываться на современных достижениях науки и техники, международных стандартах, практическом опыте.

Установление – это сложный, трудоемкий процесс, при котором выполняется большое число расчетов, исследований, испытаний, создаются опытные образцы, в отдельных случаях разрабатываются новые виды материалов, средства измерений, в данном процессе участвуют специалисты,

ученые, практики, научно исследовательские институты (НИИ), научно промышленные объединения (комитеты), период установления охватывает 3-5 лет.

Нормативный документ по стандартизации – это документ содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся отдельных видов деятельности или их результатов.

Объект стандартизации – продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшаяся стандартизации.

В общем случае к НД относятся:

-стандарты;

-правила и рекомендации в области стандартизации;

-общероссийские классификаторы экономической и социальной информации;

-своды правил.

Наибольшую группу нормативных документов представляют стандарты.

Согласно закону о тех. Регулировании на территории РФ подлежат применению следующие нормативные документы:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации; рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы;

- стандарты организации;

- своды правил.

Кроме того к НД закон отнес следующие документы:

-международные стандарты;

-региональные стандарты;

-региональные своды правил;

-стандарты иностранных государств; с

-воды правил иностранных государств.

Эти нормативные документы будут НД, если они зарегистрированы в федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Также к НД применяемым в РФ относят переводы на русский язык:

-международных стандартов;

-региональных стандартов;

-региональных сводов правил;

-стандартов иностранных государств;

-сводов правил иностранных государств.

Эти документы надлежащим образом заверены и приняты на учет национальным органом РФ по стандартизации.

 

Стандарты.

Стандарт – это документ, в котором в целях добровольного и многократного использования, устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт так же может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукция, материалы, образцы веществ), так и на нормы, правила, требовании к объектам организационно-методического и общетехнического характера (единицы измерений, правила выполнения документации, методики выполнения измерений).

 

Стандарты в РФ начали разрабатывать с 1940 года, до 1940 г. – общесоюзные нормы, с 1940 по 1992 – госстандарты СССР (ГОСТ).

В настоящее время на предприятиях и организациях применяют стандарты которые разрабатывались в различные периоды начиная с 1940 г.

- с 1940 по 1992 – государственные стандарты СССР-ГОСТ;

- с 1992 по 2003 – государственные стандарты РФ – ГОСТ Р;

- с 2003 национальные стандарты РФ – ГОСТ Р;

- с 1992 – межгосударственные стандарты (СНГ) – ГОСТ.

 

Межгосударственный стандарт - это стандарт принятый межгосударственным советом МГС (он образован на основании соглашения «О взаимной политике в области стандартизации, метрологии и сертификации»)

МГС осуществляет работы в этих областях в рамках СНГ.

С 1992 – разрабатываются межгосударственные стандарты, которые обеспечивают единое техническое пространство в рамках СНГ, применение которых обеспечивает развитие экономики государств.

В то же время к межгосударственным стандартам относятся стандарты бывшего союза, которые оптимальны и необходимы для применения, для решения технических задач.

Стандарты бывшего союза приняли статус межгосударственного и применяются государствами по их решению, т.е. межгосударственные стандарты являются добровольными по применению.

Межгосударственные стандарты сегодня это стандарты бывшего союза и стандарты межгосударственные, которые разрабатываются с 1992 г.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ) применяются на территории РФ, если к ним присоединилась Россия и они введены в действие на территории РФ, приказом национального органа по стандартизации (государственное техническое регулирование).

Кроме того на предприятиях можно встретить международные стандарты ИСО, МЭК, ИСО/МЭК.

Стандарты иностранных государств DIN, ANSI, BSI и другие.

ОСТ – отраслевые стандарты;

СТП – стандарты предприятий;

СТО – стандарты научно-технических обществ и других общественных организаций.

 

Законом о техническом регулировании в качестве стандартов введены национальные стандарты и стандарты организаций.

Сегодня национальными стандартами называются (относятся), стандарты которые постановлением госстандарта переведены в национальные – имеют статус национальных, и включены в указатель «Государственные стандарты» на 2003 г, такие как:

- государственные стандарты СССР – ГОСТ;

- государственные стандарты РФ – ГОСТ Р;

- национальные стандарты РФ ГОСТ Р;

- межгосударственные стандарты ГОСТ.

 

Указатель стандартов издается в 3-х томах ежегодно, в указателе содержатся действующие на данный период стандарты.

Стандарты организаций.

Стандарт организации имеет буквенную аббревиатуру СТО.

СТО это стандарт разработанный и принятый самой организацией.

СТО разрабатывают организации по необходимости для решения следующих задач:

- сокращение сроков подготовки производства;

- организация и управление предприятием, качеством;

- для решения общетехнических вопросов (правила разработки документации, установление мер точности проектирования,  правила учета, хранения, обращения средств измерений).

 

На сегодняшний день к СТО отнесены:

- отраслевые стандарты ОСТ;

- стандарты предприятий СТП;

- стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций.

 

Если СТО разрабатывается на продукцию для реализации, то документ обязательно должен содержать индекс СТО и иметь следующую структуру обозначения:

СТО ХХХХХХХХХ-2004 (СТО - индекс; ХХХХХХХХ – код организации ОКПО, общероссийский классификатор промышленных предприятий и организаций; ХХХ – регистрационный номер; 2004 – год утверждения документа).

 

Фонд национальных стандартов составляет около 28 тыс.шт.

Национальный стандарт – это стандарт, утвержденный национальным органом по стандартизации.

Разработчиком национального стандарта является любое лицо.

При разработке национального стандарта объектом стандартизации является, продукция, работы или услуги, имеющие межотраслевое значение.

Разработка, оформление, обновление национальных стандартов, осуществляется в соответствии с ГОСТ 1.2.

Требования к содержанию конкретного стандарта, его обозначению, устанавливает ГОСТ Р 1.5, это сделано для обеспечения единства разработки стандартов.

Свойства национальных стандартов:

-разрабатывается с учетом международных стандартов;

-доброволен для  применения;

-представляет национальную систему стандартизации;

-лежит в основе технического регулирования и является доказательной базой технических регламентов;

-утверждается национальным органом по стандартизации;

-не допускает противоречий требованиям технических регламентов.

 

Обязательность применения национальных стандартов, несмотря на добровольность национальных стандартов, имеются случаи, когда национальный стандарт обязателен к применению.

 

Требования, подлежащие регламентации (регламентированные) в национальных стандартах:

-требования к продукции, работам и слугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

-требования по технической и информационной совместимости, а так же взаимозаменяемости;

-основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля;

-требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

-правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании продукции, выполнении работ и оказании услуг.

 

Виды стандартов.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержании требований в нем ГОСТ Р 1.0 устанавливает 6 видов стандартов и их характеристики:

- основополагающие – (организационно-методические, общетехнические) устанавливают общие организационно методические положения для определенной области деятельности, а так же общетехнические требования (нормы, правила) обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности;

- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа – устанавливаю требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала;

- стандарты на продукцию – устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции, требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а так же требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации;

- стандарты на процессы и работы – устанавливают требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а так же методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции;

- стандарты на услуги – устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а так же требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги;

- стандарты на термины и определения – устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.

 

Требования к содержанию конкретного вида стандарта устанавливает ГОСТ Р 1.5.

Стандартизация видов обеспечивает:

- наличие необходимого и четкого объема информации о конкретном объекте;

- единство при разработке нормативных документов;

- с целью замены описаний сведений о продукции или другом объекте стандартизации на ссылку, которая включает в себя обозначение стандарта при заключении договоров, разработке технической документации.

 

Степень обязательности требований стандартов.

В данном случае речь идет о требованиях по безопасности, которые регламентируют в технических регламентах.

До вступления в силу составляющих технических регламентов, требования по безопасности к объектам стандартизации являются обязательными для исполнения, которые регламентированы в национальных стандартах и нормативно правовых актах РФ.

К требованиям по безопасности относятся следующие требования:

- защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений;

- предупреждение действий вводящих в заблуждение приобретателей (маркировка изделии к примеру);

- обеспечение энергетической эффективности.

 

Обозначение национальных стандартов.

Структура обозначения национального стандарта имеет вид:

ГОСТ Р 50543 – 2002 (ГОСТ Р – индекс стандарта; 50543 – регистрационный номер; 2002 – год утверждения стандарта).

 

Обозначение стандартов имеющих общий объект стандартизации.

Если несколько стандартов имеет общий объект стандартизации и большинство из них только дополняют положение стандарта устанавливающее основные требования к объекту, в этом случае все стандарты имеют одинаковый регистрационный номер и дополнительный регистрационный номер (идентифицируются цифровым кодом), отделенного от основного точкой:

- ГОСТ Р 50654.0 – 2001;

- ГОСТ Р 50654.1 – 2001;

- ГОСТ Р 50654.3 – 2001.

Стандарт, устанавливающий дополнительные требования имеет дополнительный регистрационный номер, который идентифицируется как «0».

 

Обозначение стандартов входящих в комплексные системы.

Комплекс стандартов – это совокупность стандартов, устанавливающих требования взаимосвязанным объектам стандартизации, имеющим общую целевую направленность, например комплекс стандартов ЕСКД, ЕСТД, ССБТ, СРПП.

В данном случае стандарты в своем обозначении содержат индекс, код системы – который указывается сразу после индекса, регистрационный номер, который отделяется точкой от кода системы и год утверждения.

В наименовании стандартов, входящих в комплексные системы, обязательно указывается наименование системы.

 

В РФ принято 2 варианта применения международных стандартов для разработки национальных стандартов.

Вариант применения определяет степень соответствия национального стандарта международному.

В силу чего различают:

- идентичные стандарты (IDT), степень соответствия МС=НС=100%;

- модифицированные (MOD), степень соответствия МС<НС<100%.

 

Идентичный стандарт – это стандарт, содержащий аутентичный текст международного стандарта, без каких либо изменений и дополнений.

Обозначение идентичных стандартов:

ГОСТ Р ИСО 2535-2004 (ГОСТ Р – национальный стандарт РФ; ИСО 2535 – на основе международного стандарта; 2004 – год утверждения стандарта).

ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2001 (ИСО/МЭК – совместно разработан).

Модифицированные стандарты – это стандарты, содержащие аутентичный текст международного стандарта с дополнениями и изменениями, касающимися специфики народного хозяйства РФ.

Обозначение:

ГОСТ Р 5035 – 2008

(ИСО 3565 - 06)

 

Правила (ПР) и рекомендации (Р).

Правила и рекомендации являются нормативными документами согласно закону о техническом регулировании.

Правила и регламентируют положенные нормы, методы выполнения работ относящихся к вопросам компетенции ростехрегулирования.

Данные документы применяются предприятиями, организациями, государственными органами управления.

Правила и рекомендации разрабатываются по следующим направлениям деятельности, каждое из которых имеет свой условный номер:

- стандартизация – 1;

- метрология – 2;

- сертификации – 3;

- аккредитация – 4;

- каталогизация – 5.

 

Условный номер направления деятельности указывается в обозначении правила и рекомендаций.

Правила и рекомендации разрабатывают НИИ ростехрегулирования.

Правила – это документ в области, стандартизации, аккредитации и каталогизации, устанавливающий, обязательное для применения организационно технические, общетехнические положения, нормы, методы выполнения работ, касающиеся данных направлений деятельности, а так же обязательные требования по регистрации результатов этой деятельности.

Правила являются обязательным документом.

Правила разрабатываются:

- при необходимости пояснения применения отдельных национальных стандартов;

- при отсутствии национальных стандартов;

- при нецелесообразности разработки национальных стандартов.

Рекомендации – документ в области стандартизации, сертификации и других областях, содержащий добровольные для применения организационно технические и общетехнические нормы, методы выполнения работ, а та же рекомендуемые требования по регистрации результатов работ.

Рекомендации, как правило разрабатывают:

- при необходимости предварительной отработки на практике отдельных положений, которые впоследствии включают в национальный стандарт.

 

Обозначение правил и рекомендаций:

ПР 50.2.006 (ПР – индекс; 50 – код организации; 2 – метрология; 006 – порядковый номер регистрации).

 

Общероссийские классификаторы (ОК).

ОК – это официальный документ, содержащий систематизированный свод наименований и кодов классификационных характеристик объектов классификации.

Классификаторы являются обязательными для применения в области технико-экономической информации.

Назначение классификаторов – создают единый технический язык, который используется при обработке технико-экономической информации с помощью вычислительных машин.

Общероссийские классификаторы разрабатываются в соответствии с федеральной целевой программой (реформирование статистики), находится под контролем правительства РФ.

В настоящее время существует 25 ОК.

Объектами классификации являются:

- специальности;

- профессии;

- валюта;

- регионы.

 

ОК разрабатывают на уровне:

- государственном уровне - ОК;

- отраслевом - ОТК;

- предприятия – КПР.

Классификатор обязательно обозначается ОК 005-2000.

 

Обновление стандартов.

Стандартизация направлена на решение таких задач как развитие экономики, развитие научно технического прогресса, для решения этих задач, требования регламентированные в стандартах должны соответствовать на текущий период времени современным достижениям науки и техники, это достигается через обновление стандартов.

Обновление стандартов должно осуществляться через 5 лет после их утверждения.

При обновлении  в стандарты вносятся новые, более прогрессивные требования.

Обновление стандарта, осуществляет разработчик стандарта.

Разработчик стандарта систематически собирает информацию по применению стандарта, анализирует ее, при необходимости обновления, направляет решение в национальный орган по стандартизации.

Решение об обновлении принимает национальный орган по стандартизации.

Обновление стандартов осуществляется по двум вариантам:

- через разработку «изменение к стандарту»;

- через пересмотр стандарта.

 

Изменение к стандарту разрабатывается с целью частичного изменения его требований (т.е. частично меняем требования, дополняем, изменяем, вводим новые или отменяем).

Изменения к стандарту разрабатываются при условии нарушения совместимости и взаимозаменяемости продукции изготовленной по действующему стандарту.

Изменение к национальному стандарту утверждается ростехрегулированием, текст изменения помещается в информационном указателе стандартов (ИУС), разрабатывается ежемесячно, 12 указателей в год.

Каждое изменение имеет свой номер.

 

Пересмотр.

Пересмотр является формой обновления стандарта, данная форма применяется при условии нарушения взаимозаменяемости и совместимости, новой продукции, с продукцией, изготавливаемой по действующему стандарту.

При пересмотре, действующий стандарт, отменяется, взамен разрабатывается новый, новому стандарту присваивается обозначение старого стандарта, с заменой цифр года утверждения стандарта.

Отмена стандарта наступает при:

-     прекращении выпуска продукции или проведения работ;

-     при разработке нормативного документа.

 

Обновление стандартов организации.

Данную работу выполняет непосредственно организация являющаяся разработчиком данных документов.

Требования к обновления в соответствии с ГОСТ Р 1.4.

 

Подтверждение соответствия (сертификация).

Процедура подтверждения соответствия введена законом о техническом регулировании.

Подтверждение соответствия это оценка соответствия конкретного объекта, установленным требованиям, которое осуществляет третья независимая сторона (1 сторона – изготовитель, 2 сторона – потребитель, 3 сторона – независимый от производителя и потребителя орган по сертификации).

Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования, работ или услуг, требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Подтверждение соответствия (ПС) – это оценка.

 ПС носит обязательный и добровольный характер, в силу чего различают ОПС и ДПС.

ДПС реализуется через добровольную сертификацию, которая является формой ДПС.

При ДПС, оценке подвергаются потребительские характеристики объекта.

ОПС реализуется через обязательную сертификацию и декларирование, которые являются формами ОПС.

ОПС подвергаются объекты имеющие определенную степень потенциальной опасности для жизни и здоровья окружающей среды, где оценке подвергаются требования по безопасности.

Нормативные документы.

При ДПС применяют любой из документов:

-     документ, который предъявляет изготовитель, если он содержит соответствующие требования;

-     национальные стандарты РФ;

-     стандарты организаций;

-     технические условия;

-     условия договоров (контрактов);

-     национальные стандарты зарубежных государств и международные стандарты.

 

ОПС – это требования по безопасности, документы:

-     технические регламенты;

-     национальные стандарты РФ (в течении переходного периода);

-     СанПиН (разрабатывает министерство здравоохранения РФ);

-     СНиПы (разрабатывает гос. строй РФ).

В этих документах, содержатся требования по безопасности к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям.

Обязательная сертификация предусматривается в обоснованных случаях, для высоко потенциально опасной продукции.

Объектом является продукция выпускаемая в обращение, на территории РФ.

Перечень объектов подлежащих обязательной сертификации устанавливается в техническом регламенте.

При отсутствии технического регламента, перечень продукции подлежащий обязательной сертификации устанавливается в документе который называется «номенклатура продукции подлежащая обязательной сертификации», данный документ утверждается правительством РФ.

 

Организация работ по обязательной сертификации.

Работы по обязательной сертификации осуществляются в рамках систем сертификации.

Системы сертификации были созданы государственными органами управления (министерствами, ведомствами).

Основными рабочими органами системы являются органы по сертификации и испытательные лаборатории.

Орган по сертификации осуществляет организацию и проведение работ по сертификации, выдает сертификат соответствия, производит инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

Испытательные лаборатории – проводят испытания продукций, выдают протоколы результатов испытаний (всегда выполняется 3 экземпляра протокола, 1 в орган по сертификации, другой заявителю, а 3й -  копия остается в лаборатории, так на всякий случай).

При положительных результатах сертификации, предприятию выдается сертификат соответствия сроком на 3 года, через 3 года предприятию изготовителю необходимо подтвердить действие сертификата соответствия.

В отдельных случаях может быть приостановление срока действия сертификата, либо его отмена.

Продукция прошедшая сертификацию, отмечается знаком обращения на рынке – если сертификации осуществлялась на соответствие техническому регламенту – С а внутри «тр» и точка на буквой т.

Если сертификации проведена на соответствие другому документу, то на продукцию наносится знак соответствия РСТ.

В РФ самой большой системой сертификации является система сертификации ОСТ Р, в ней осуществляется оценка на безопасность продукции принадлежащей практически всем отраслям экономики.

В данной системе проводится не только обязательная, но и добровольная сертификация.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории для участия в процессе сертификации, должны быть аккредитованы.

 

Декларирование.

Декларирование в РФ введено законом о техническом регулировании, является формой обязательного подтверждения соответствия, цель введения декларирования – упрощение механизма сертификации и доступность формы.

Декларированию подвергается продукция, которая имеет не высокую степень потенциальной опасности продукции.

При декларировании руководитель предприятия декларирует о том что продукция изготавливаемая предприятием по требованиям безопасности соответствует установленным требованиям, в этом случае декларация соответствия на специальном бланке и направляется в орган по сертификации с комплектом документов подтверждающих соответствие продукции, требованиям по безопасности.

Такими документами могут быть:

-     протоколы испытаний;

-     акты проверок предприятия госорганами контроля и надзора;

-     сертификат на систему качества;

-     технические документации.

При положительном решении органа по сертификации, декларация соответствия утверждается законом по сертификации.

Декларация – соответствия имеет равную силу сертификатам соответствия.

Добровольная сертификация осуществляется в рамках систем добровольной сертификации, по правилам и порядкам аналогично обязательной сертификации, подтверждение на потребительские характеристики.

Обязательная и добровольная сертификация не пересекаются.

Хостинг от uCoz